Мы всегда рядом
Возможно Бэтмэн
Сделать
Сделать стартовой сайт Мы всегда рядом
стартовой
Добавить
Добавить в закладки сайт Мы всегда рядом
в закладки
Подписка
Заречный - информационный, городской портал RSS
на RSS
В Заречном:
22 ноября
среда 23:33

Наш опрос

Нужно ли вводить электронные паспорта в РФ?

Вы здесь

БАЭС. 4 БЛОК Надо ли бояться?

ср, 05/10/2011 - 10:13
  • Вверх
    50%
  • down
    50%
Заречный

Лето прошло для российских атомных строек не безоблачно: 17 июля на строящемся 1 блоке Ленинградской АЭС, что в Сосновом Бору под Питером, произошла авария. Официальные источники назвали это "инцидентом", некоторые СМИ вслед за "Новой газетой" - "катастрофой"...

Суть произошедшего хорошо видна на фотографии: веером обрушилась арматура внешней стены здания реактора. Как видно, строится ЛАЭС по другому принципу, нежели 4 блок БАЭС: здесь львиная доля строящейся стены представляет собой ещё незабетонированную арматурную решётку. Уровень арматуры на момент аварии достигал 22м, уровень же бетонирования - лишь 8,5м. Как следует из официальной справки Концерна "Росэнергоатом", жёсткость конструкции армокаркаса выше 8,5м не была обеспечена. Через час после бетонирования арматурные конструкции выше бетонирования потеряли устойчивость и "произошла их хаотичная веерообразная деформация с частичным разрушением узлов перевязки". Кстати, похожий инцидент здесь уже случался: в январе 2011г. от сильного ветра погнулись арматурные стержни - пришлось менять...

Причём о проблемах с армокаркасом знали и до его обрушения - с конца мая. Из той же справки следует, что в июне руководитель группы авторского надзора СПб АЭП отметил отклонения вертикальной арматуры от проектного положения (по некоторым источникам, отклонение на высоте 22м составляло 60см). Бетонирование тогда шло на отметке +4,75м, и уже тогда работы по армированию было предложено остановить. То же самое предлагал и инженер Отдела технадзора Дирекции ЛАЭС-2 - тем не менее, работы продолжались.

Дефект, впрочем, начали устранять - но выправить арматуру успели лишь до 12-метровой высоты, затем она обрушилась. Без жертв обошлось по счастливой случайности: строители ушли на обед.

Ни механизмы, ни машины не пострадали.

Далее - конечно, расследование. Собственно, именно поэтому рассказываем мы об этом только сейчас: до официального заключения специальной концерновской комиссии на БАЭС-2 отказывались отвечать на главный наш вопрос - может ли случиться подобное на стройплощадке БН-800. Ведь мало того, что строительство и на Ленинградской АЭС, и на нашей идёт одновременно - у нас ещё и один и тот же генпроектировщик, СПб АЭП.

На официальном сайте СПбАЭП ещё 18 июля появилась успокоительная новость, что "сдвижки опалубки, в которую уложен бетон, визуальным осмотром не установлено", да и в результате последующих проверок заменили лишь армокаркас (это делала субподрядная организация за свой счёт).

Главное же, что искала комиссия - виноватые.

По предварительным данным, причиной обрушения металлоконструкций называли нарушение технологического процесса субподрядчиками. Но в итоге ни одного из них (тех, кто укладывал бетон и вязал арматуру - ЗАО "Компакт", тесно связанный с гигантом "Метростроем", и ещё один гигант ОАО "Трест Гидромонтаж" соответственно) принципиально это не коснулось: оба предприятия продолжают работать на строительстве ЛАЭС.

Причиной же инцидента комиссия назвала нарушения в процессе контроля качества: например, у Дирекции ЛАЭС-2 (аналог нашей Дирекции БАЭС-2) нет специализированных служб для входного контроля качества стройматериалов.

Также она не проводит независимые внутренние проверки выполнения программы обеспечения качества (справедливости ради, нельзя не отметить, что на БАЭС система многоступенчатого контроля качества налажена и работает - от самоконтроля субподрядчиков до отдельной организации "Центр качества", о чём мы не раз рассказывали). В итоге Дирекции ЛАЭС-2 рекомендовано усилить контроль качества. Кроме того, 8 сентября снят с должности директор ЛАЭС-2 О.В.Лебедев.

Впрочем, хотя в официальных отчётах этого и нет, виноватым в недостаточном контроле качества оказался и СПб АЭП: 9 сентября своего поста лишился его директор А.А.Кайдалов (из официальных источников следует, что он снят с поста "в связи с переходом на другую работу"), днём ранее уволен его первый заместитель В.П.Калюжный. Исполняющим обязанности директора назначен директор по проектированию А.А.Молчанов - в июле, сразу после аварии на стройплощадке, они вместе с В.П.Калюжным давали интервью "Эху Москвы" как раз о контроле качества ЛАЭСовской стройки. Говорили в т.ч. и о том, что за первые полгода 2011г. на этой стройплощадке прошло 17 проверок...

Плюс к тому, сообщает РИА Новости, "Ростехнадзор" приостановил действие лицензии СПб АЭП на сооружение блоков ЛАЭС - как пояснили в пресс-службе СПб АЭП, "это не касается деятельности СПб АЭП в сфере проектирования атомных станций". Сейчас СПб АЭП занимается восстановлением лицензии - и продолжит работу над проектом ЛАЭС-2, хотя, как отмечает Коммерсантъ.ru, его генподряд на строительство Балтийской АЭС может быть отдан другой инжиниринговой компании. О том, чтобы генпроектировщик сменился на БАЭС-2 - речи не идёт. Впрочем, поскольку типы блоков БАЭС и ЛАЭС - совершенно разные (на ЛАЭС строится ВВЭР, водо-водяной реактор, а у нас, как известно, - БН), то и проектируют их разные отделы СПб АЭП.

Что же касается будущего самой ЛАЭС, из-за обрушения армокаркаса несколько сдвигаются сроки введения блоков в эксплуатацию - правда, по информации "Росатома", лишь на несколько недель.

А теперь о рубахе, что ближе к телу: может ли случиться подобное на БАЭС? "У 4 блока БАЭС - совершенно другой конструктив и другой подход к строительной части, - объясняет зам.директора строящейся БАЭС-2 по капстроительству А.А.Бурденков. - Армирование круглой части реакторного отделения ЛАЭС с предварительно напряжёнными канатами на всю высоту выполнялось без бетонирования. Почему они не бетонировали поясами - вопрос...

У нас всё по-другому. Начнём с того, что все здания и сооружения 4 блока БАЭС спроектированы в монолитном варианте, начиная от основания под фундаментную плиту. Сначала при работе над котлованом убирали все слабые скальные грунты - практически мыли основание. После под основание плиты была выполнена бетоноподготовка: т.е. убраны все неровности, оставшиеся после взрывных работ. Сверху положена гидроизоляция, и затем под реакторное отделение залита трёхметровая бетонная плита из 9 блоков с температурными швами.

Нужно понимать, как работает бетон и арматура: это два разнородных материала, бетон хорошо работает на сжатие, арматура - на растяжение, но коэффициенты температурного расширения у них разные, у стали - больше, у бетона - меньше. Поэтому на определённых участках при расширении арматуры должна образоваться трещина. Чтобы этого не случилось, и создаются специальные температурные швы: фактически, тоже трещины, но - специально сделанные, контролируемые. Отдельно делали монолитную бетонную плиту под машзал: два дня производилось непрерывное бетонирование по всей площади фундамента.

Теперь переходим от фундаментной плиты, через которую передаются все нагрузки, к стенам. Все стены у нас тоже разбиты на участки, чтобы не создавать температурного напряжения. Этими участками и ведётся бетонирование и армирование. У нас просто не может быть такого, как на ЛАЭС, чтобы большой участок заармировали - и он стоит в ожидании. У нас всё идёт планомерно, перепадов по высоте практически нет, всё здание растёт равномерно - это видно даже на глаз.

Сейчас мы выходим на общую высоту 36м, и в следующем году нам предстоит ещё две сложные строительные задачи. Первая - сооружение свода: центральная часть реакторного отделения поднимется до 72м. На мощные стены высотой в 64м будет смонтирована металлоконструкция внутренней опалубки под метровую плиту свода реакторного отделения. Технология армирования и бетонирования свода уже проработана. А вторая задача - монолитный фундамент турбогенератора в машзале.

- У БАЭС и ЛАЭС - один генпроектировщик. Их проекты готовились одновременно?

- Исторически сложилось, что мы наш БН-800 строим с 1984г., но после 2000г. конструктив здания был пересмотрен. В первом варианте было много сборного железобетона, а сейчас осталось лишь два таких здания, блочно-насосная станция и здание охранных решёток. Остальное, начиная с фундаментной плиты, - монолит. При этом проектировщики у нас и у ЛАЭС - разные: по направлению АЭС на быстрых нейтронах в СПб АЭП работает специальный отдел. Это совершенно другие сотрудники, другой подход, другие конструкторские решения, другие строительные приёмы. Когда к нашему проекту иногда подключают специалистов с другого направления, мы даже чертежи-то не узнаём... - улыбается Александр Алексеевич.

- А после аварии на ЛАЭС что-то изменилось в подходе к контролю строительства?

- Да: у нас ни одного месяца не прошло без проверок всех уровней, начиная от Ростехнадзора, Росатома, и Концерна. Проверяют состояние стройки, наличие нормативной документации, состояние контроля качества, взаимосогласованных процедур контроля качества и служб, которые этот контроль обеспечивают... Проверяют и качество строительных материалов - бетона и арматуры, именно они дают несущую способность зданию.

После того, как произошла такая авария, и к тому же, при таких регулярных проверках, даже психологически начинаешь быть ответственнее, к некоторым процессам относишься по-другому - например, к проверке контроля качества.

- Поймали кого-нибудь на недоработке?

- Так ведь смысл контроля качества как раз в том, чтобы все довести до совершенства. Видно, что на площадке стало больше порядка, люди стали более собранными.

- Этот режим повышенного контроля временный или просто - очередная волна?

- Нет, теперь так будет постоянно. Да ведь нам и осталось-то строительных работ всего на год. Год мы выдержим в таком режиме, не сомневайтесь.

Алиса Мучник, www.gazeta555.cjb.net.

Комментарии

чт, 06/10/2011 - 17:56
Аватар пользователя 15-Иван-15
  • Вверх
    50%
  • down
    50%

Вот как-так, не сарай же строят... Fool

пт, 07/10/2011 - 20:53
Аватар пользователя Дерматолог
  • Вверх
    50%
  • down
    50%

Да че там, пеной монтажной пройтись, где-то скотчем двухсторонним и все путем будет.


Первый закон нанотехнологии: "Скорость распила прямо пропорционален энергии отката"

сб, 08/10/2011 - 00:23
Аватар пользователя 15-Иван-15
  • Вверх
    50%
  • down
    50%

Зашибись на скотче то настроим, на века нас запомнят, как вариант фонящей лужей.