Мы всегда рядом
Возможно Бэтмэн
Сделать
Сделать стартовой сайт Мы всегда рядом
стартовой
Добавить
Добавить в закладки сайт Мы всегда рядом
в закладки
Подписка
Заречный - информационный, городской портал RSS
на RSS
В Заречном:
20 февраля
четверг 9:22

Наш опрос

Нужно ли вводить электронные паспорта в РФ?

Вы здесь

Пусть они играют

ср, 17/02/2010 - 15:24
  • Вверх
    50%
  • down
    50%
Заречный

МАЛЕНЬКАЯ ШКОЛА

Кабинет Татьяны Геннадьевны ЧАШИНОЙ не очень большой. И удивительный. Как-то не ожидаешь в школе набрести на такую комнатку. Шкафы с играми, игрушками; маленькие столы, устроенные таким образом, что высоту их можно варьировать. Тут же - рекреационная небольшая зона: явно здесь не всегда сидят за столами... Маленькая школа - так называют это место сами дети.

- Мама, а мы сегодня в нашу маленькую школу пойдём? - спрашивают. - Мы сегодня пойдём к тёте Тане?

- У меня нет цели ребёнка муштровать, - рассказывает Татьяна Геннадьевна. - Я просто хочу приучить его к усидчивости, любознательности.

Чтоб он мог подготовиться к детскому саду или к школе... Сейчас у меня занимается около 120 детей.

Когда только начинала работать, принимала в группы, начиная с трёх лет. Потом родители начали просить: возьмите нашего малыша, ему два с половиной... В общем, сейчас ко мне ходят даже годовалые ребятки... А родители всё звонят.

Готовы и восьмимесячных приводить. Но тут уж я твёрдо говорю: нет! Я уверена, что до года ребёнку никто, кроме мамы, не нужен. До года всё от мамы должно идти...

А вот потом - потом мамы уже начинает не хватать. Часто бывает, что ребёнок охотнее учится у кого-то другого, а родителей как педагогов не воспринимает. И потом, с мамой можно позволить себе и покапризничать...

На занятиях у Татьяны Геннадьевны ничего подобного не бывает: детям просто некогда. Её главный принцип: частая смена деятельности. Ребёнок не должен заскучать, ослабить внимание. Ему каждую минуту должно быть интересно, каждую минуту он должен получать от того, что делает, удовольствие... Вот поэтому правильной артикуляции малышей учит лягушонок, а произношению звуков - коровка, ёж и медведь. Тонкая моторика развивается тоже в игре - малыши с удовольствием запускают пальцы в чашку с крупой. А уж сколько радости, если там отыщется какой-нибудь спрятанный сюрприз!

45 минут удовольствия два раза в неделю, а в итоге - приобретение навыков общения, развитие речи (Т.Г.Чашина имеет образование и стаж работы логопеда), знакомство с окружающим миром.

Дети постарше выполняют другие, не менее увлекательные задания - на развитие логического мышления, пространственного восприятия, зрительной памяти. Постепенно они овладевают и грамотой.

Хотя это, как говорит Татьяна Геннадьевна, отнюдь не главная цель.

- Я не ставлю перед собой задачу как можно быстрее научить детей читать. Здесь важно не отбить у них желания учиться. Вот когда дети сами просят: "А давайте, ещё одну буковку выучим..." - это и есть результат, который меня радует. Это значит, что формируется потребность в знаниях.

Вот бы и в школе так... Но там получение знаний почему-то иногда превращается в обузу. Видимо, очень многое тут зависит от педагога. Детей ведь не обманешь - их никак не удастся приохотить к тому, что тебе самому не нравится.

ХОЧУ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ

С детства, наверное, с третьего класса на сакраментальный вопрос "Кем ты хочешь быть?" Татьяна Геннадьевна отвечала: "Воспитателем в детском саду!". И, действительно, - выросла, стала воспитателем...

- Я помню это время, - рассказывает она, - идёшь, бывает, домой вечером, чувствуешь себя, как выжатый лимон. И думаешь по дороге: вот, опять у меня одна девочка ни слова не проронила...

Беспокоишься, переживаешь... Вот так воспитатели и работают: длинный рабочий день, в группе - до 20 человек. Каким бы опытным и хорошим педагогом ты ни был - просто физически тебя не хватает на такое количество детей.

Это не такой уж редкий конфликт профессионала и системы, в которой он трудится. Хочешь работать как можно лучше - но система не даёт, у неё свой собственный ресурс, который нельзя превысить. И чем больше детей в группе или школьном классе - тем меньше времени каждому может уделить педагог, тем ниже падает эффективность его работы. Ведь дети-то разные, к каждому ребёнку нужен отдельный подход. Иначе он уйдет от тебя, перестанет доверять, не реализуется ваша с ним психологическая совместимость, без которой любой образовательный процесс вообще невозможен. Как быть в такой ситуации? Выбор у педагога небольшой.

Либо, оставаясь в предложенных обстоятельствах, делать максимум того, что они позволяют. Либо - уходить.

Татьяна Геннадьевна пыталась уйти. Занималась торговлей недвижимостью. Работала в рекламном отделе крупной газеты. Убедилась, как далеко всё это от её подлинных интересов. И - вернулась в сферу образования, только уже не общего, а дополнительного. Стала работать самостоятельно, зарегистрировала индивидуальное предприятие. Как мелкие детали паззла уместно и логично составляют общую картину - так весь накопленный опыт воспитателя и логопеда пригодился ей в этой новой деятельности, направленной на раннее развитие ребёнка. И всё теперь в её работе организовано разумно: в группе не больше восьми человек, а если ребёнок, как говорят, с проблемами - то с ним и вовсе она занимается индивидуально.

ВРЕМЯ ИГРАТЬ

- Сначала я хотела, чтоб детей ко мне приводили просто поиграть... По опыту знаю, что дети не успевают наиграться. В детском саду часто такое бывает: только начали развивать сюжет какой-то игры - уже зовут. Сажают за стол, велят заниматься... А ведь у дошкольников ведущая деятельность - игровая. Игра составляет для них творческую среду. Важно, чтоб ребёнок познавал мир, исходя из своих интересов.

Занимался тем, чем на самом деле увлечён. И не надо торопить его сесть за парту... Сейчас очень модно ещё до школы заниматься иностранным языком, когда ребёнок и по-русски-то ещё не все выговаривает. Это - неоправданно. Да и нервная система детей может не справиться с большой нагрузкой...

Каждое новое поколение детей рождается всё более ослабленным. Они менее развиты физически. Позже начинают говорить. А мы с них всё требуем, требуем... Всё больше, и больше... Вспомните обычно печальные судьбы вундеркиндов - к чему их привели все эти бесконечные взрослые требования?

Так пусть они играют. Пока не выросли. Пока не настала для них пора школьных уроков, тетрадок, учебников, ожидания каникул, подготовки рефератов, а потом поступления в институт, где снова учебники, где подготовка курсовых и судорога сессий; а там - работа, непроходимый начальник, покупка телевизора и размен квартиры, выбор обеденного сервиза на золотую свадьбу родителей... Пусть они играют. Пусть не слишком рано затянет их суета, которую многие из нас привыкли считать необходимой особенностью взрослой ответственной жизни.

Источник: http://gazeta555.narod.ru/